Чему будут учить школьников на факультативе по основам финансовой грамотности

0

По заказу Национального банка разработаны матрицы финансовых компетенций школьников. Разработку провели сотрудники Национального института образования (НИО). Какие смыслы кроются за словами «матрица» и «компетенции»? И на что повлияет проведенная работа?

Чтобы разобраться с тонкостями, мы побеседовали с руководителем научного коллектива разработчиков, заведующей сектором сопровождения НИКО и международных исследований качества образования НИО, к.п.н., доцентом Марией Горбуновой.

— Мария Борисовна, в двух словах, что такое «матрица» и «компетенции»?

— Матрица — своеобразный каркас, позволяющий отразить финансовую тематику в образовательном процессе. Она поможет разрабатывать качественные образовательные программы и учебники. Компетенции — совокупность знаний, умений, навыков и опыта. Крайне важно, чтобы человек мог применять на практике то, чему его обучили.

Почему не пошли по, казалось бы, более простому пути — создать новый предмет «Финансы» и ввести его в школьную программу? Мария Горбунова отмечает, что, с одной стороны, это более затратный путь. С другой — основные элементы финансовой грамотности можно преподавать при изучении уже существующих предметов.

— Каждый из них может взять на себя часть нагрузки. Так, на уроках математики школьники вполне могут научиться рассчитывать сумму скидки или время, которое потребуется, чтобы накопить определенную сумму. На уроках информатики — смогут изучить электронные инструменты для ведения личного бюджета. На уроках русского и белорусского языков можно будет приобрести опыт чтения финансовых документов, научиться анализировать рекламные материалы. Для этого будут разработаны задачи и тексты с финансовым содержанием. Найти точки соприкосновения можно в любом предмете. При этом мы считаем, что не следует допускать перекосов — надо давать финансовые знания, но не забывать решать и другие вопросы образовательного характера.

Перед разработкой отечественных матриц тщательно изучили зарубежный опыт.

-Мы проанализировали существующие в мире системы развития финансовой грамотности детей и молодежи, чтобы белорусская модель была созвучна мировым разработкам. Но наши матрицы в обязательном порядке учитывают национальный опыт.

— В чем уникальность белорусской модели?

— Матрица финансовой грамотности подстраивается под существующую в стране образовательную систему. Так, в Беларуси получилось три матрицы, потому что у нас три ступени школьного образования: I-IV, V-IX и X-XI классы. Также были определены поведенческие модели и личностные характеристики учеников с учетом особенностей белорусского менталитета. Например, бережного отношения к имуществу и деньгам. Кроме того, как ориентир мы использовали уже имеющуюся в стране матрицу финансовых компетенций для взрослых. Наша задача заключалась в том, чтобы создать ее вариант для системы образования. Чтобы ученик смог в школе накопить необходимый багаж, и во взрослой жизни продемонстрировать требуемые в современном мире компетенции.

— Опыт каких стран был изучен при разработке белорусской модели?

— Мы проанализировали матрицу Организации экономического сотрудничества и развития. Конечно же, был изучен и опыт Российской Федерации, потому что мы живем в Союзном государстве и у нас очень схожие системы образования. Также были проанализированы матрицы Австралии, Армении, Гонконга и других стран.

В результате разработчики из НИО выяснили, чем раньше начинается финансовое образование, тем лучше для детей! Так, в Гонконге его основы начинают закладывать с трех лет. Там считают, что уже в этом возрасте ребенок должен испытывать благодарность за подарки, различать понятия «взять», «одолжить», «обменять» и уважать право собственности других людей на личные вещи.

Белорусские исследователи создали матрицу, которая обеспечивает преемственность, когда каждая последующая ступень опирается на уже накопленный учениками опыт, позволяет развивать его в следующих классах. Разработчики как учебных программ, так и учебных пособий теперь могут легко ориентироваться среди элементов финансовой грамотности. И главное, что все элементы и темы согласованы со специалистами из Национального банка.

— Мы заинтересованы, чтобы наши дети и выпускники были успешны в жизни и конкурентоспособны на рынке труда как в Беларуси, так и за ее пределами. Для каждой ступени финансового образования в Беларуси предусмотрены общие области знаний: «Деньги и денежные операции», «Управление личными финансами», «Финансовые риски» и «Финансовый мир».

Так, ученики младших классов будут учиться обращаться с деньгами, сравнивать цены на товары в целях экономии, использовать бонусные карты. Выпускники 9-го класса должны разбираться в таких понятиях, как кредиты, страхование, ответственность за финансовые решения, предпринимательство. В 10-11 классах углубляются изученные ранее темы и появляется новая — «Инвестирование».

Поступательное расширение компетенций позволит подвести детей к рамке необходимых финансовых знаний для взрослых. Чтобы не было разрывов и информационных пропастей. Плюс по каждой из позиций можно будет отследить приращение.

Учли белорусские разработчики и возможные различия детей. Не секрет, что огромное влияние на формирование подрастающей личности оказывает окружение. И здесь не все так просто. Чьи-то родители регулярно берут и погашают кредиты, а кто-то узнает об их существовании только в школе.

— Матрицы созданы с таким расчетом, чтобы у учащегося появился учебный опыт, смоделированный при решении учебных задач, чтобы ученик мог элементарно просчитать проценты по кредиту и определить финансовые риски.

— Получим ли мы на выходе более финансово грамотное общество, где станет меньше жертв мошенников и невыплаченных кредитов?

— Матрица — основание для того, чтобы в системе образования появились качественные разработки для формирования финансовой грамотности у детей. Когда эти идеи будут реализованы в программах и учебниках, мы сможем сказать, что учащийся будет получать всю необходимую информацию, вооружаться финансовым опытом. В результате он «получит прививку» от мошенничества, будет более взвешенно подходить к рекламным акциям и ответственнее обращаться с персональными данными. Задача школы — создавать условия для формирования финансовой грамотности у молодого поколения.

Кстати, эксперт отмечает — сегодня по инициативе Национального банка обсуждается разработка такой же матрицы для дошкольного образования. Это соответствует трендам в мировом образовании, помните гонконгскую систему? Но эта идея пока что находится на уровне обсуждения, как и создание матрицы для студентов.

— Можно назвать очень удачным, что заказ на разработку для школы поступил именно в 2023-м. В этом году НИО начал создание образовательных стандартов нового поколения, где финансовая грамотность займет свое заслуженное место. Кроме того, в 2023-м планируется впервые провести Национальное исследование качества образования. Его цель в том числе проверить уровень финансовой грамотности у учащихся, окончивших 9 классов.

Научно-исследовательская работа «Разработка матрицы финансовых компетенций учащихся учреждений общего среднего образования (по ступеням образования)» доступна на Едином портале финансовой грамотности Fingramota.by в разделе «Исследования».

В октябре Министерство образования утвердило учебную программу факультативных занятий «Основы финансовой грамотности» для 5-7 классов. На занятиях школьники узнают, что такое деньги, доходы, расходы, личный или семейный бюджет, сбережения, заимствования, банки, страхование, налоги и многое другое.

Алексей НАДЕЖДИН,

газета «7 дней».

Leave A Reply

Your email address will not be published.