СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [р, р], БУКВЫ Р, р
I. Чтение «Волшебной таблицы» с буквами б, в, д.
II. Печатание под диктовку.
1.на но ну ни ны ма мо му ми мы Да ло лу ли лы
Составление по таблице слов и печатание их.
Игра «Буква заблудилась».
На доске а о у и н ы Какая буква лишняя?
Работа по «Ленте букв». Взять ленту букв.
Какие гласные обозначают твердость согласных?
Какие — мягкость?
На доске:
/
онна ум Инна
/ /
имнам ума Энни
/ / /
эм нами умы Мирон
Что заметили? (Ударение на разных местах в словах, большая буква.)
Какое слово лишнее? (Мирон.)
Что общего в 3-м столбике? (Ум.)
Ш. Работа по теме.
Как рычит собака? (Р-р-р).
Выделение звуков [р, р’] из слов «рак» (картинка), «Рита».
Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Вывод: согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Определение позиции звука в словах: роза, стрекоза, рот, рысь,борщ, рыба, торт, творог:
Придумывание детьми слов с новым звуком.
Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».
РЫЖИЙ ГОРОД
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»
Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжнм.
Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс, и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая-прерыжая девочка.
Ты почему такой грустный?
Меня все рыжим дразнят…
Какой глупенький, — засмеялась девочка, — а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?
Ну, рыжего…
-И мы – рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки туткак тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
— а) Высказывания детей по содержанию рассказа, б) Называют слова с новым звуком, которые встретились в рассказе.
6.Игра «Доскажи словечко». . .
Лесники ее котятВ реке большая драка —
Взять домой не захотят.Поссорились два… (рака).
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,- Где обедал, воробей?
Потому что это… (рысь).- В зоопарке у… (зверей).
7.Знакомство с буквой Р, р (картинка с изображением рака).
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА Р?
«Дрожу от страха Буква Р — на мачте парус,
До сих пор! –Вдаль плывет, небес касаясь.
Воскликнуло полено, – В. Степанов
Похожа буква на топор! Ручка круглая у трости.
Расколет непременно». Трость для деда сделал Костя.
Е. ТарлапанГ. Виеру
IV. Физкультминутка.
ВОРОНЫ
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (Громко.)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (Тихо.)
(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Рыбки
Рыбки весело резвятся,Мы сегодня рисовали,
В чистой тепленькой водеНаши пальчики устали.
То сожмутся, разожмутся,Наши пальчики встряхнем,
То зароются в песке.Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь.
V. Печатание буквы, слогов и слов с ней
Рр ра ро ру ры ри эра рама Рома ура рана Рима ара рано Римма
Напишите, какие буквы спрятались?
VI. Беседа «Откуда пришли растения? Значение растений)».
РАСТЕНИЯ
:Одно из первых живых существ на земле – растение. Родилось оно в океане, постепенно выползало на сушу и расселилось по всей земле. Если бы не растения, на земле не было бы ни одного животного. Не было бы и нас. Они кормят людей и животных. Вырабатывают кислород, которым мы дышим. Одевают нас. Из бамбука и деревьев человек делает дома. Среди растений есть «мерзляки», которые живут только в жарких странах, и любители морозов. Семена растений – это их «дети». Растения – наши самые старые, самые верные, но и самые беззащитные друзья.
VII. Штриховка «Рыба» .
VIII. Итог.