Открытие Института инклюзивного образования в Республике Беларусь
1 сентября 2016 года в соответствии с приказом ректора БГПУ от 04.07.2016 №67 на базе факультета специального образования открыт Институт инклюзивного образования.
Актуальность создания Института инклюзивного образования обусловлена, в первую очередь, присоединением Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой в ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Инклюзивное образование – мировая тенденция развития общего образования, предполагающая включение всех детей, независимо от существующих между ними различий (в том числе детей с особенностями психофизического развития), в единый образовательный процесс. Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности. Она предусматривает гибкую трансформацию образовательной системы в соответствии с индивидуальными потребностями, познавательными возможностями и способностями каждого ребенка.
В Республике Беларусь принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, действует план по ее реализации в 2016 – 2020 гг. Однако в международной практике инклюзивное образование рассматривается шире и организуется для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др. Такой подход обусловливает необходимость расширения спектра задач, требующих решения.
Институт инклюзивного образования осуществляет подготовку специалистов в дневной и заочной формах получения образования I ступени высшего образования по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия», на II ступени высшего образования по специальности «Коррекционная педагогика»; организует и проводит научные исследования в области специального и инклюзивного образования.
Структура института инклюзивного образования включает следующие подразделения:
- кафедра основ специальной педагогики и психологии;
- кафедра тифлопедагогики;
- кафедра сурдопедагогики;
- кафедра логопедии;
- кафедра олигофренопедагогики;
- учебно-организационный отдел;
- учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ»;
- научно-образовательная лаборатория теории и методики специального и инклюзивного образования;
По инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ принято решение о создании в структуре института Национального ресурсного центра инклюзивного образования, а в перспективе – сети его филиалов по всей республике.
Приоритетными направлениями деятельности института инклюзивного образования являются:
развитие системы подготовки педагогов, способных к реализации вариативных форм образования лиц с особыми образовательными потребностями на разных уровнях образования (организация образовательного процесса на первой ступени высшего профессионального образования, разработка и реализация магистерских программ, подготовка кадров высшей квалификации);
организация научных исследований в области инклюзивного и специального образования, апробация и внедрение результатов в процессе экспериментальной и инновационной деятельности;
разработка и внедрение научно-методического обеспечения инклюзивного и специального образования, современных образовательных технологий;
создание и поддержка профессионального консультативного сайта для специалистов и родителей по прикладным вопросам модернизации системы образования;
усиление взаимодействия с родителями лиц с особыми образовательными потребностями;
расширение связей с общественными организациями, представляющими интересы лиц с особыми образовательными потребностями;
развитие международного сотрудничества;
организация и проведение национальных и международных научно-практических конференций, конкурсов, выставок по актуальным проблемам инклюзивного и специального образования.
Таким образом, институт инклюзивного образования выступит учебно-научно-производственным центром, обеспечивающим разработку концептуальных основ и осуществление образовательной, научной, учебно-методической и практической деятельности в области инклюзивного и специального образования в Республике Беларусь.
Приказом ректора БГПУ назначена администрация института инклюзивного образования:
Хитрюк Вера Валерьевна – директор института инклюзивного образования, доктор педагогических наук, доцент;
Жмачинская Наталья Леонидовна – заместитель директора по учебной работе;
Феклистова Светлана Николаевна – заместитель директора по научной работе, кандидат педагогических наук, доцент.
Источник: https://iio.bspu.by/