Ковалец И.В. «Утро, день, вечер, ночь» 3 часть из пособия » Я играю и учусь»(пособие для детей с особенностями психофизического развития)

0

У детей с особенностями психофизического развития дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается недоразвитие познавательной деятельности. Оно обусловлено нарушениями психических процессов: внимания, памяти, речи, а также эмоцио­нально-волевой сферы и моторики. Это затрудняет формирование жизненно необходимых практических умений и навыков. Весь процесс обучения и воспитания таких детей имеет максимальную коррекционно-практическую направленность и основывается на доступности материала и многократности повторений. Одной из основных задач обучения является социализация и расширение представлений детей об окружающем мире.

Знакомство со сменой частей суток как явлением природы- очень сложный и длительный процесс. Специфика временных характеристик реальной жизни, порядок их следования друг за другом, событийность с большим трудом воспринимаются детьми с особенностями психофизического развития. Поэтому в процессе обучения предполагается решать следующие задачи:

  • ориентироваться в частях суток: на первом этапе изучаются понятия ДЕНЬ и НОЧЬ, при дальнейшей работе над темой вводят­ся понятия УТРО и ВЕЧЕР;
  • определять части суток по внешним основным признакам: СВЕТЛО, ТЕМНО, наличие и положение солнца или луны на небе и т.д.;
  • соотносить части суток с постоянными видами деятельности, выполняемыми только в определенное время: в первую очередь,
     это конкретная повторяющаяся деятельность самих детей, затем деятельность взрослых, животных, потом изменения в природе;
  • определять части суток на текущий момент;
  • соотносить определенные части суток с изображением на картинке(с помощью педагога или самостоятельно).

Предлагаемый дидактический материал окажет существенную помощь педагогам в решении этих задач, а также задач по озна­комлению детей с окружающим предметным миром, развитию речи, формированию элементарных арифметических представле­ний. Задания расположены последовательно, от простых к более сложным. Изучение темы начинается со знакомства с контрастны­ми понятиями ДЕНЬ и НОЧЬ. Затем к изучению предлагаются понятия УТРО и ВЕЧЕР. В нижней части каждой страницы располо­жены задания, которые педагог предлагает ребенку. Ответы могут быть как односложными, так и развернутыми, что зависит от индивидуальных возможностей ребенка. Основной акцент ставится на усвоении изучаемого понятия. Кроме вербальных, в пособии имеются и практические задания, выполнение которых будет способствовать развитию мелкой моторики и подготовки руки к пись­му. Для идентификации каждой части суток предлагается использовать определенный цвет, который соответствует цветовой окраске неба в данное время суток. Такой условный знак (цветовой символ) будет способствовать более легкому восприятию детьми конкретной части суток. Эти символы можно применять и в виде раздаточного материала на занятиях или в играх. Для закрепления знаний детей о частях суток рекомендуется использовать различные стихи, сказки, игры, отражающие временные изменения. А после прослушивания стихотворения можно предложить детям ответить на вопрос «Когда это бывает?» или «Что наступило?» и поднять карточку определенного цвета, соответствующего данной части суток.

Детальная проработка материала по каждой части суток поможет ребенку сформировать целостное представление о сутках и о временных изменениях в окружающем мире.

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.