КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «Транспорт»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Побуждать детей фантазировать, развивать монологическую речь, учить составлять рассказ на предложенную тему. Расширять словарный запас детей, учить отвечать на вопрос полным ответом, употребляя в речи полные предложения; Продолжать учить детей в образование существительных в множественном числе; Уточнять детали транспорта(кузов, колеса, фары, багажник, мотор); Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл. Продолжать учить детей произносить слова скороговорки в разном темпе, выделяя интонацией слова со звуком «Р». Воспитывать положительное отношение к занятиям и помощь друг другу.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активизация слов:водный, воздушный, наземный, подземный, подводный, космический;
Обобщение:грузовой, пассажирский, фары, колеса, мотор, кабина, двери, багажник.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Вопросы, логические задачи, беседа, ответы на вопросы, объяснения, помощь.
МАТЕРИАЛ: Картинки с изображением разных видов транспорта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа по теме «Транспорт».
ЛИТЕРАТУРА: «Игры и занятия по развитию речи для дошкольника».
ХОД:
—Ребята, послушайте стихотворение.
Летит по небу самолет,
Плывёт по морю теплоход
По рельсам поезд стукает
И весело гудит.
А по дороге не спеша
Везет трамвай рабочего.
Спешит автобус ровно в час
Детей доставить в детский сад.
-Ребята, о чем это стихотворение? (О транспорте). Верно, о транспорте.
-Ребята, а вы знаете, какой бывает транспорт? Транспорт, который движется по воздуху как называется? (Воздушный).
— А по воде? (Водный).
-А под водой? (Подводный).
-По земле? (Наземный).
-Под землей? (Подземный).
— В космосе? (Космический).
-Ребята, скажите, что можно перевозить на различном транспорте? (Ответы детей)
-Так значит, какой бывает транспорт? (Грузовой и пассажирский).
-Хорошо, а теперь давайте поиграем в игру, «Какой это транспорт?». Сейчас я раздам каждому по картинке и каждый, по — очереди будет выходить ко мне, показывать свою картинку, называть какой это транспорт6 наземный, подводный, водный, воздушный и как он называется.
(Дети по очереди рассказывают о транспорте, который нарисован на картинке каждого.)
-Молодцы ребята, все знаете транспорт. А загадки вы разгадывать любите? (Да.)
-Тогда слушайте внимательно, чтобы правильно ответить на вопрос, который поставлен в задаче.
- Летели по небу самолет и машина. Кто из них быстрее долетит? Почему?
- Автобус едет за город, что случится, если он сойдет с рельсов?
- Плывут по морю пароход и поезд. Кто первым войдет в порт?
- Кто быстрее летает самолет или поезд? Почему?
- Сколько колес у парохода? Почему?
- Правда ли, что лодка-это наземный вид транспорта? Почему?
(При загадывании загадок использую картинки с изображением транспорта.)
-Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки! А теперь давайте встанем и немного поиграем.
(Провожу физминутку)
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход,
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперёд.
И поплыл- поплыл по речке,
Набирая полный ход,
И пускал трубой колечки
Белоснежный пароход.
(Дети выполняют движения по тексту. Физминутка повторяется два раза.)
-А теперь давайте сядем на свои места и поговорим.
-Многие из вас в детский сад добираются на каком-либо транспорте. Расскажите, как вы добираетесь!
(Заслушиваю несколько рассказов детей.)
— Ну, вот все рассказали, как добираетесь в детский сад. Молодцы!
-Я вам предлагаю сыграть в игру «Добавь слово». Я буду бросать мяч каждому, а ваша задача произнести словосочетание в множественном числе. Например: бросаю мяч каждому, и говорю различные словосочетание: Едет машина- едут машины;
Светит фара — светят… (фары).
Гудит мотор — гудят… (моторы).
Крутится колесо — крутятся… (колеса).
Сломалась кабина — сломались… (кабины),
Едет автобус- едут…(автобусы),
Везем пассажира- везут…(пассажиров);
Закрываю дверь- закрывают…(двери);
Открываю багажник- открывают…(багажники).
-А теперь давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». Я начну, а вы продолжите.
- Я шел сегодня в детский сад пешком, потому, что….
- Очень люблю добираться домой на автобусе, так как…
- Я живу очень далеко и …
- Меня папа возит на машине, так как…
- Мне часто приходится добираться на разных видах транспорта…
- Мы живем близко от детского сада и поэтому…
-Молодцы, умеете выбираться из разных ситуаций. А теперь давайте встанем из-за своих столов, и будем произносить такие слова:
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу- чух- чух,
Я стучу, стучу, стучу- тук-тук,
Я лечу, лечу, лечу- ж-ж,
Опоздать я не хочу.
(Физминутка продолжается два раза.)
-А теперь давайте сядем на свои стулья и поговорим с вами вот на какую тему.
-Ребята, а как же влияет транспорт на природу?
(Выставляю перед детьми картинки с изображением транспорта на улицах города.)
-Зачем нужен транспорт? Вреден ли он для человека, животных, растений? Почему?
(При сгорании бензина из выхлопной трубы, выделяется угарный газ.)
-Как вы думаете, вреден ли он?
-Как вы думаете, что произойдёт с окружающей средой, если количество машин будет увеличиваться?
— А теперь немного пофантазируем. Представьте себе, что все машины исчезли…Что будет? На чем и как мы будем передвигаться на большие расстояния.
(Дети излагают свои мысли.)
-Молодцы ребята, все хорошо и активно работали на занятии. А все-таки, о чем мы сегодня разговаривали? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
-Хорошо все сегодня были молодцы. А теперь давайте наведем порядок в группе: поставьте все стулья на свои места, а сами можете идти играть.