Дифференциация звуков [с] — [ш] в стихотворении

0

Задачи:

— формировать умение дифференцировать звуки [с] — [ш] в стихотворении;

-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, посредством использования дид. игры «Скажи ласково»; 

— развивать умение осуществлять длительный выдох, посредством использования упражнения «Купание в пыльце»; развивать артикуляционную, общую моторику;

— развивать логическое мышление, посредством использования дид. игры «Доскажи словечко». 

Оборудование:

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! 

(Дети: здравствуйте!)

— Посмотрите, сколько собралось гостей! Давайте их поприветствуем.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

2.Основной этап.

— Ребята, в наш детский сад, по электронной почте, пришло письмо. Посмотрите от кого оно.

(Логопед показывает фотографию пчёлки Майи)

— Кто это?

(Дети: пчёлка Майя!)

— Скоро у королевы пчёл будет праздник, и Майе поручили собрать красивые цветы для украшения королевского зала. Но цветы непростые, на них учительница Мисс Кассандра приготовила задания для Май. Майя просит помочь ей.

— Поможем пчёлке? 

(Дети: Да!)

— На это время превратимся в трудолюбивых пчёлок!

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

 (Логопед одевает детям кокошники)

Вокруг себя повернись

В пчёлку превратись!

— Пчёлки летите – белый цветок принесите.

2.1 Общее расслабление: 

Белый цветок

— Мисс Кассандра предлагает заняться гимнастикой, чтобы укрепить крылышки. 

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз). 
Это, мама, не каприз! 
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево): 
Посмотри, как королева. 
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам) 
Нужно нам, так нужно нам. 
Головою покрутить (вращения головой). 
Не забыть, не забыть. 
И незнайками побыть (пожимание плечами): 
Плечи вверх и опустить. 
И плечами повращать (вращение плечами вперёд и назад)
Нужно плечики размять. 
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)

-И все дела пойдут на лад.

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за розовым цветком.

2.2.Дыхательная гимнастика.

Розовый цветок

— Пчёлки любят купаться и баловаться в пыльце. Попробуем?

Присаживайтесь на коврик по-турецки.

Упражнение на развитие дыхания «Купание в пыльце».

(Дети дуют через соломинку, чтобы пыльца взлетала. 

Внимание! Вдох через нос, выдох через рот.

Щёки не надувать, губы не подвижны.)

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за жёлтым цветком.

2.3.Артикуляционная гимнастика.

Жёлтый цветок

Мисс Кассандра предлагает заняться артикуляционной гимнастикой.

(За столами + зеркала)

Упражнения: «Заборчик», «Почистим зубки», «Конфетки», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик» 

Чики-чики-чики-чок,

Стал послушным язычок

2.4.Уточнение артикуляционных признаков изолированных звуков (с-ш)

— Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?

(Дети: улыбаются)

— Где находится язычок?

(Дети: за нижними зубками)

— Какой дует ветерок?

(Дети: холодный)

 

— Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?

(Дети: выдвигаются вперёд)

— Где находится язычок?

(Дети: за верхними зубками)

— Какой дует ветерок?

(Дети: тёплый)

 

— Браво, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за фиолетовым цветком.

 

2.5.Дифференциация звуков [с] — [ш] на уровне предложения, текста. 

а) в звуковых цепочках  

Фиолетовый цветок

Д.И. «Песенки»

— Когда пчёлки собирают пыльцу, они любят петь песенки. Давайте и мы споём, послушаем — какая мелодия у нас получится.


Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз — звук [с].

 

б) в слогах

Язык вверх: ша- ша- ша,

Язык вниз: са – са – са

 

В прямых слогах

са-ша

со-шо

су-шу

сы-ши

 

В обратных слогах

ес-еш

ёс-ёш

юс-юш

яс-яш

 

В интервокальных слогах

аса-аша

оса-оша

уса-уша

ыса-ыша

 

— Какие славные песенки у вас получились, кладите цветок в корзину, летите за зелёным цветком

в) в словах

Зелёный цветок

Д.И. «Доскажи словечко»

Мисс Кассандра предлагает  поиграть в игру «Доскажи словечко».

 

Крыса всех зовет на пир

Раздобыла вкусный…(сыр). 

 

Неуклюже ходят мишки

им  шагать мешают …(шишки).

Собралась в саду семейка,

вся уселась на…( скамейку). 

 

Сверху смотрит голова

На сосне сидит …(сова). 

 

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за голубым цветком.

 

Голубой цветок

Д.И. «Скажи ласково»   (С мячом для массажа)

— На этом цветке Мисс Кассандра предлагает нам поиграть в игру «Скажи ласково».

 

стих –

пастух – 

стекло – 

солнце – 

 

трус – 

соловей – 

старуха – 

Саша – 

 

Зрительная гимнастика

— Ребята, вы знаете, что пчелы видят лучше человека в несколько раз.

 

— Пчелка Майя полетела с цветка на цветок, а вы глазками следите за ней. На какой цветок она села?

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за красным цветком.

 

Красный цветок 

Д.И. «Соты»

Мисс Кассандра предлагает поиграть в игру «Соты».

(Дети называют картинки и закрывают их ячейками)

Слова: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, вишни, ступеньки, мешок, стакан, подушка, сосна, пылесос, шишка, стул, карандаш, ананас, сок, весы, кактус, маска, машина, мишка, шарик, Маша.

 

— На этом цветке ещё одна игра.

Д.И. «Угости мёдом»  (У доски)

— Баночки с мёдом, на них картинки. Если в названии картинки есть звук [ш] – эту баночку кладём шмелю, если звук [с] – осе.

Слова: картошка, малыш, сапоги, собака, кошка, лошадь, лиса, шапка, сарафан, шорты, чашка, ромашка, слива, капуста, груша, чеснок.

 

Физминутка. 

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за синим цветком.

 

г) в словосочетаниях и предложениях 

Синий цветок

Д.И. «Повторяшки»

Мисс Кассандра предлагает нам поиграть в игру «Повторяшки».

 

— Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на [ш] — руки складываем чашечкой, на [с] — руки в виде блинчика, вытянуты ровненько) 

 

(Имитация руками «Чашечка»)  Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

(Имитация руками «Блинчик»)  Са – са – са – голубые небеса,

(Имитация руками «Чашечка»)  Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

(Имитация руками «Блинчик»)  Су – су – су – и водички принесу,

(Имитация руками «Чашечка»)  Ши – ши – ши – наши детки хороши,

(Имитация руками «Блинчик»)  Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы, 

(Имитация руками «Чашечка»)  Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

 

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за оранжевым цветком.

 

Оранжевый цветок

Д.И. «Учитель» 

Мисс Кассандра предлагает поиграть в игру  «Учитель».

— Слушайте внимательно, правильно ли я буду говорить, только слушайте внимательно и исправляйте мои возможные ошибки. 

 

 Миса и Маса лежали в коляске, 

Были они, безусловно, двойняски.

 

— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за коричневым цветком.

 

г) в стихотворении 

Коричневый цветок

Мисс Кассандра предлагает выучить стишок.

 

Стихотворный текст   (Работа с мнемотаблицей)

Как у бабушки — старушки

Жили курочки-пеструшки,

Пёсик Шарик в конуре

И две свинки во дворе,

Спал пушистый кот на крыше,

А в подвале жили мыши

 

3.Итог.

3.1.Обобщение занятия.

— Посмотрите, какую большую корзину цветов мы собрали! Теперь королева пчёл сможет украсить свой зал для праздника!

— Майя говорит вам спасибо за помощь! А сейчас…

 

Вокруг себя повернись

В ребят моих превратись!

(Логопед снимает кокошники.)

— Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?

(Дети: улыбаются)

— Где находится язычок?

(Дети: за нижними зубками)

— Какой дует ветерок?

(Дети: холодный)

 

— Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?

(Дети: выдвигаются вперёд)

— Где находится язычок?

(Дети: за верхними зубками)

— Какой дует ветерок?

(Дети: тёплый)

 

3.2.Оценка деятельности детей. Рефлексия.

— Умнички, молодцы! Благодарю вас за старание!

 

— Если вам на занятии было интересно, всё у вас получалось – выберите весёлую пчёлку, если наоборот – грустную.

— Почему ты выбрал грустную пчёлку? Весёлую?

(Объяснения детей)

 

А теперь мы на прощанье

Скажем дружно «До свидания».

 

Автор: Рыжко Анастасия Викторовна

учитель-дефектолог 

государственного учреждения образования 

«Детский сад № 5 г. Волковыска»

+375 (29) 1844417

sad5volk@uovrik.by

Leave A Reply

Your email address will not be published.