Дифференциация звуков [с] — [ш] в стихотворении
Задачи:
— формировать умение дифференцировать звуки [с] — [ш] в стихотворении;
-формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, посредством использования дид. игры «Скажи ласково»;
— развивать умение осуществлять длительный выдох, посредством использования упражнения «Купание в пыльце»; развивать артикуляционную, общую моторику;
— развивать логическое мышление, посредством использования дид. игры «Доскажи словечко».
Оборудование:
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята!
(Дети: здравствуйте!)
— Посмотрите, сколько собралось гостей! Давайте их поприветствуем.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
2.Основной этап.
— Ребята, в наш детский сад, по электронной почте, пришло письмо. Посмотрите от кого оно.
(Логопед показывает фотографию пчёлки Майи)
— Кто это?
(Дети: пчёлка Майя!)
— Скоро у королевы пчёл будет праздник, и Майе поручили собрать красивые цветы для украшения королевского зала. Но цветы непростые, на них учительница Мисс Кассандра приготовила задания для Май. Майя просит помочь ей.
— Поможем пчёлке?
(Дети: Да!)
— На это время превратимся в трудолюбивых пчёлок!
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Логопед одевает детям кокошники)
Вокруг себя повернись
В пчёлку превратись!
— Пчёлки летите – белый цветок принесите.
2.1 Общее расслабление:
Белый цветок
— Мисс Кассандра предлагает заняться гимнастикой, чтобы укрепить крылышки.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз).
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево):
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой).
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть (пожимание плечами):
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать (вращение плечами вперёд и назад)
Нужно плечики размять.
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)
-И все дела пойдут на лад.
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за розовым цветком.
2.2.Дыхательная гимнастика.
Розовый цветок
— Пчёлки любят купаться и баловаться в пыльце. Попробуем?
Присаживайтесь на коврик по-турецки.
Упражнение на развитие дыхания «Купание в пыльце».
(Дети дуют через соломинку, чтобы пыльца взлетала.
Внимание! Вдох через нос, выдох через рот.
Щёки не надувать, губы не подвижны.)
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за жёлтым цветком.
2.3.Артикуляционная гимнастика.
Жёлтый цветок
— Мисс Кассандра предлагает заняться артикуляционной гимнастикой.
(За столами + зеркала)
Упражнения: «Заборчик», «Почистим зубки», «Конфетки», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик»
Чики-чики-чики-чок,
Стал послушным язычок
2.4.Уточнение артикуляционных признаков изолированных звуков (с-ш)
— Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?
(Дети: улыбаются)
— Где находится язычок?
(Дети: за нижними зубками)
— Какой дует ветерок?
(Дети: холодный)
— Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?
(Дети: выдвигаются вперёд)
— Где находится язычок?
(Дети: за верхними зубками)
— Какой дует ветерок?
(Дети: тёплый)
— Браво, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за фиолетовым цветком.
2.5.Дифференциация звуков [с] — [ш] на уровне предложения, текста.
а) в звуковых цепочках
Фиолетовый цветок
Д.И. «Песенки»
— Когда пчёлки собирают пыльцу, они любят петь песенки. Давайте и мы споём, послушаем — какая мелодия у нас получится.
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз — звук [с].
б) в слогах
Язык вверх: ша- ша- ша,
Язык вниз: са – са – са
В прямых слогах
са-ша
со-шо
су-шу
сы-ши
В обратных слогах
ес-еш
ёс-ёш
юс-юш
яс-яш
В интервокальных слогах
аса-аша
оса-оша
уса-уша
ыса-ыша
— Какие славные песенки у вас получились, кладите цветок в корзину, летите за зелёным цветком
в) в словах
Зелёный цветок
Д.И. «Доскажи словечко»
— Мисс Кассандра предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».
Крыса всех зовет на пир
Раздобыла вкусный…(сыр).
Неуклюже ходят мишки
им шагать мешают …(шишки).
Собралась в саду семейка,
вся уселась на…( скамейку).
Сверху смотрит голова
На сосне сидит …(сова).
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за голубым цветком.
Голубой цветок
Д.И. «Скажи ласково» (С мячом для массажа)
— На этом цветке Мисс Кассандра предлагает нам поиграть в игру «Скажи ласково».
стих –
пастух –
стекло –
солнце –
трус –
соловей –
старуха –
Саша –
Зрительная гимнастика
— Ребята, вы знаете, что пчелы видят лучше человека в несколько раз.
— Пчелка Майя полетела с цветка на цветок, а вы глазками следите за ней. На какой цветок она села?
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за красным цветком.
Красный цветок
Д.И. «Соты»
— Мисс Кассандра предлагает поиграть в игру «Соты».
(Дети называют картинки и закрывают их ячейками)
Слова: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, вишни, ступеньки, мешок, стакан, подушка, сосна, пылесос, шишка, стул, карандаш, ананас, сок, весы, кактус, маска, машина, мишка, шарик, Маша.
— На этом цветке ещё одна игра.
Д.И. «Угости мёдом» (У доски)
— Баночки с мёдом, на них картинки. Если в названии картинки есть звук [ш] – эту баночку кладём шмелю, если звук [с] – осе.
Слова: картошка, малыш, сапоги, собака, кошка, лошадь, лиса, шапка, сарафан, шорты, чашка, ромашка, слива, капуста, груша, чеснок.
Физминутка.
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за синим цветком.
г) в словосочетаниях и предложениях
Синий цветок
Д.И. «Повторяшки»
— Мисс Кассандра предлагает нам поиграть в игру «Повторяшки».
— Повторяем чистоговорки и имитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на [ш] — руки складываем чашечкой, на [с] — руки в виде блинчика, вытянуты ровненько)
(Имитация руками «Чашечка») Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
(Имитация руками «Блинчик») Са – са – са – голубые небеса,
(Имитация руками «Чашечка») Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
(Имитация руками «Блинчик») Су – су – су – и водички принесу,
(Имитация руками «Чашечка») Ши – ши – ши – наши детки хороши,
(Имитация руками «Блинчик») Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
(Имитация руками «Чашечка») Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за оранжевым цветком.
Оранжевый цветок
Д.И. «Учитель»
— Мисс Кассандра предлагает поиграть в игру «Учитель».
— Слушайте внимательно, правильно ли я буду говорить, только слушайте внимательно и исправляйте мои возможные ошибки.
Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски.
— Умнички, пчёлки, кладите цветок в корзину, летите за коричневым цветком.
г) в стихотворении
Коричневый цветок
— Мисс Кассандра предлагает выучить стишок.
Стихотворный текст (Работа с мнемотаблицей)
Как у бабушки — старушки
Жили курочки-пеструшки,
Пёсик Шарик в конуре
И две свинки во дворе,
Спал пушистый кот на крыше,
А в подвале жили мыши
3.Итог.
3.1.Обобщение занятия.
— Посмотрите, какую большую корзину цветов мы собрали! Теперь королева пчёл сможет украсить свой зал для праздника!
— Майя говорит вам спасибо за помощь! А сейчас…
Вокруг себя повернись
В ребят моих превратись!
(Логопед снимает кокошники.)
— Ребята, скажите, пожалуйста, что делают губки, когда мы произносим звук [с]?
(Дети: улыбаются)
— Где находится язычок?
(Дети: за нижними зубками)
— Какой дует ветерок?
(Дети: холодный)
— Что делают губки, когда мы произносим звук [ш]?
(Дети: выдвигаются вперёд)
— Где находится язычок?
(Дети: за верхними зубками)
— Какой дует ветерок?
(Дети: тёплый)
3.2.Оценка деятельности детей. Рефлексия.
— Умнички, молодцы! Благодарю вас за старание!
— Если вам на занятии было интересно, всё у вас получалось – выберите весёлую пчёлку, если наоборот – грустную.
— Почему ты выбрал грустную пчёлку? Весёлую?
(Объяснения детей)
А теперь мы на прощанье
Скажем дружно «До свидания».
Автор: Рыжко Анастасия Викторовна,
учитель-дефектолог
государственного учреждения образования
«Детский сад № 5 г. Волковыска»
+375 (29) 1844417
sad5volk@uovrik.by