«Что такое зима?»
План-конспект занятия «Что такое ЗИМА?»
Цель:создание психологического и эмоционального комфорта.
Задачи:
· систематизировать знания о сезонных изменениях в природе;
· формировать навыки связно-речевых высказываний;
· упражнять в подборе слов-антонимов;
· формировать умения правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными;
· развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач;
· воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Словарь: гололед, морозно, белая, холодная, снежная, мороз, вьюга, праздник, снегопад и др.
Оборудование:плюшевый мишутка, картинки с изображением зимы и лета, музыка для логоритмики, картинки с изображением эмоций для рефлексии.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Заучивание пальчиковой игры «Снежок».
Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)
Круглый, крепкий, (чертим руками круг)
Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)
И совсем, совсем не сладкий! (грозим пальчиком)
3. Сюрпризный момент. К детям приходит Мишутка.
– Здравствуйте, ребята! Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник – Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз со Снегурочкой подарки дарят! Я очень жду Новый год! Зима – мое самое любимое время года!
– Мишутка, не только ты любишь зиму! Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима! Правда? Ребята, а вы любите зиму? За что?
(Можно кататься на санках, на лыжах и коньках, лепить снеговиков и строить снежные крепости, играть в снежки…)
– Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?
(Плохо, что зимой сильные морозы, можно замерзнуть, когда гололед, очень скользко, можно поскользнуться и упасть, очень опасно, когда сильные снегопады, зверушкам и птицам в лесу тяжело добывать из-под снега пищу).
4. Игра «Что бывает летом, а что зимой?»
– Ребята, а вы сможете ответить, чем зима отличается от лета? Сейчас мы поиграем с вами. Я буду бросать вам мячик и говорить, что бывает летом, а вы – что зимой.
Летом жарко, а зимой… (холодно)
Летом на деревьях листья, а зимой… (листьев нет или лежит снег)
Летом день длинный, а зимой… (короткий)
Летом все вокруг зеленое, а зимой… (белое)
Летом гуляют на улице много, а зимой… (мало)
Летом солнце в небе высоко, а зимой… (низко)
Летом рябина горькая, а зимой… (сладкая)
Летом птичкам сытно, а зимой… (голодно)
Летом земля покрыта песком и травой, а зимой… (снегом)
5. Физминутка. (Логоритмические упражнения под музыку)
6. Игра «Подбери признаки».
– Ребята, я покажу вам картинки с изображением зимы и лета, а вы посмотрите и скажете, какие они.
– Зима какая? На улице холод, мороз, снег, но очень весело! (холодная, морозная, снежная, веселая)
– Лето какое? На улице тепло, даже жарко, солнечно, красочно. (теплое, жаркое, солнечное, красочное)
7. Упражнения на развитие голоса и дыхания.
– Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу и во дворе? Как завывает вьюга и ветер? (УУУУУУУУУУУУУУУ – с различной силой голоса)
– Как морозным днем хрустит под ногами снег? (ХР-ХР-ХР-ХР-ХР)
– Как дворник сметает с порога снег? (Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)
– Как скользят по лыжне лыжи? (С-С-С-С-С-С)
– Представьте, что вам на ладошку упала снежинка. Давайте сдуем ее. (Вдох носом и продолжительный выдох). А теперь начался снегопад, снежинок очень много… (Глубокий носовой вдох и сильный направленный продолжительный выдох). А теперь сдуем несколько оставшихся снежинок! (Носовой вдох и медленный прерывистый выдох).
8. Подведение итогов.
Дети выбирают изображение с грустным или веселым личиком в соответствии со своим настроением.