Поиск по сайту

Об авторе

Страна, город:
Беларусь
Баллы: 12,526

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Значимость профессионального самоопределения в жизни человека постоянно ставит перед исследователями новые проблемы, связанные с изучением этого сложного явления с целью проникновения в его глубину.

Формирование профессионального самоопределения – важнейшее условие развития ребенка как личности, ибо возможности, способности  превращаются в реальные мотивы его деятельности, только став предметом устойчивых личностных интересов в выборе профессионального образования.
Среда, которая определяет взаимодействие человека с окружающим миром во все периоды онтогенеза, неразрывно связана с процессами развития и воспитания личности.  Решающее значение в формировании профессионального самоопределения детей принадлежит обучению и воспитанию в семье и учреждениях образования.  Именно  семья  закладывает  с  рождения  ребенка   основные  ценности,  которые  влияют  на  дальнейшее  поведение  человека  в  обществе [3]. Важным  фактором, влияющим на профессиональное самоопределение детей являются  планы  родителей  относительно  их будущего.   Так, успешность профессионального выбора родителей способствует воспроизведению старшеклассниками родительского опыта выбора профессии и повышает их восприимчивость к родительским пожеланиям в сфере профессионального самоопределения. Кроме этого, на профессиональный выбор ребенка оказывают влияние самоактуализация родителей,  их смысложизненные ориентации. Основной задачей учреждения образования в формировании профессионального самоопределения является создание условий для открытия каждым обучающимся  своего потенциала, для пробы сил в выборе областей деятельности. Именно в образовательном учреждении старшеклассники осуществляют свой первый выбор предстоящей профессиональной деятельности. Данный процесс может иметь множество различных противоречий, которые испытывает  старшеклассник при осознанном и обоснованном выборе своего профессионального будущего: уметь выстраивать профессиональные планы, принимать решения, ответственность за будущую  профессионально-трудовую деятельность и т.п. А это труднейшая задача для ребенка с нарушениями зрения, который должен научиться определять свои индивидуальные особенности, трудности и возможности в изменяющихся социокультурных условиях. Профессиональное самоопределение такого ребенка по видимому, будет осложнено скудностью жизненного опыта, недостаточностью знаний и умений в выборе профессиональной деятельности, затруднениями в общении, несформированностью сферы интересов, неадекватной самооценкой.

Разработка прогрессивных моделей профессионального самоопределения обучающихся в учреждении образования должна быть направлена на расширение  представлений о его основных закономерностях, которые обуславливают вхождение в социальные структуры, сферы жизни и формируют определенное состояние самоопределения личности, а также исследование показателей его успешности, являющихся залогом сознательного и целенаправленного управления данным процессом.
Основы профессионального самоопределения начинают закладываться в подростковом возрасте, когда появление качественно новой психосоциальной ситуации развития приводит к формированию основной для этого возраста потребности в жизненном самоопределении, в том числе и  профессиональном. Поэтому особый интерес представляет период старшего школьного или раннего юношеского возраста (15-17 лет). Многие исследователи (И.В. Дубровина, И.С. Кон, А.В. Мудрик) отмечают направленность личности учащихся в этом возрасте на проблемы выбора профессии, построение жизненных планов.  Д.Б. Эльконин, в старшем школьном возрасте выделяет в качестве ведущей деятельности учебно-профессиональную деятельность, в  процессе которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. [6]. Этот возраст трактуется как наиболее сложный и значимый период онтогенетического развития ребенка. На данном возрастном этапе формируется профессиональное и жизненное самоопределение как результат внутреннего поиска своего "Я" [1, 2, 5].
Вне сомненния, формирование профессионального самоопределения обучающегося с нарушениями зрения, как и нормально видящего, определяется взглядами и убеждениями, которые  находятся как под влиянием их личных качеств, так и  под воздействием социального окружения.
Способность к сознательному, целеустремленному поведению при выборе профессии зависит в большей степени от зрелости личности, само социальное созревание молодежи для профессионального самоопределения зависит от ситуации подготовки к выбору профессии и включения в общественно полезный труд. Согласно Е.И. Рогову, готовность к сознательному выбору профессии обусловлена индивидуальностью и формируется в процессе развития личности [4]. 

В связи с этим актуальным для современной специальной педагогики (тифлопедагогики) следует считать разработку проблемы формирования профессионального самоопределения детей с нарушениями зрения, изучение степени влияния зрительного нарушения на данный процесс, что позволит определить направленность коррекционно-педагогической работы со старшими школьниками с  нарушениями зрения. 


 

Литература:

1. Божович, Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1987.- №4. - С.23-35. 

2. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника [Текст] / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1989. - С. 24 -29.

3. Кирилюк О. Е. Роль семьи в профессиональном самоопрделении выпускника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.

4. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. 336с.

5. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - Тюмень: ПГУ, 1980. - 87 с.

6. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. // Вопросы психологии. - 1971. - №4. – С.6-20.