Поиск по сайту

Об авторе

Страна, город:
Беларусь
Баллы: 12,527

* Скачивание материалов доступно только зарегистрированным пользователям.

You are here

Возможности информационно-коммуникационных технологий в профессиональном самоопределении детей с нарушениями зрения

В настоящее время развитие общества характеризуется активным проникновением информатизации во все его сферы. Изменяется роль информации, ускоряются темпы роста объемов информации, развивается рынок информационных продуктов и услуг, расширяются границы применения компьютерных информационных технологий в жизнедеятельности человека, включая сферу образования, досуга, производства и другие.

Современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) открывают доступ, как педагогам, так и учащимся, к различным видам информации с помощью компьютеров и мобильных устройств (Интернет, мультимедийные средства, электронные учебники и пособия и др.). ИКТ влияют на понимание, поиск, преобразование, хранение и использование всех видов информации. В связи с этим актуализируются педагогические усилия по подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях динамичности, изменчивости социума, сферы производства, формированию у детей механизмов самоорганизации, самоопределения, в том числе и профессионального.

Согласно Концепции развития профессиональной ориентации молодежи Республики Беларусь одной из задач является «совершенствование информационных механизмов формирования и осуществления профориентационной работы» [3].

Профессиональное самоопределение старших школьников с нарушениями зрения связано определением своего места в мире профессий, подготовкой к самостоятельному, рациональному, осознанному решению задач выбора будущей профессии. Повышение ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной составляющей данного процесса, способствует формированию умений учащихся самостоятельно получать новые знания, работать и обрабатывать информацию, делать выводы и умозаключения.

Современные ИКТ обладают огромным реабилитирующим потенциалом и должны занимать одно из важнейших мест в образовании детей с нарушениями зрения. Соответственно одним из ресурсов совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения является использование ИКТ, которые позволяют самостоятельно получать, обрабатывать и передавать информацию практически любого характера.

Дети с нарушениями зрения имеют ограниченные возможности для получения невербальной информации. Так, например, у незрячего активизируютсяневизуальные пути для получения информации (аудиальные и кинестетические каналы). Незрячий может воспользоваться информацией, которая преобразована в акустический сигнал или в определенное тактильное представление. Именно в этом случае удобно и рационально использовать средства информационно-коммуникационных технологий, в частности, возможности глобальной Сети. Для полноценного доступа незрячих и слабовидящих к интернет ресурсам, сайты должны соответствовать Международному стандарту, которым является документ консорциума W3 Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 (Руководство по доступности веб-контента) [4]. Ориентируясь на данный документ, можно выделить основные требования.

видимость:

·        картинки, видео и другие объекты должны иметь альтернативный текст или субтитры;

·        текст должен быть читаемым (соответствие цвета, размера, шрифтов и прочих характеристик).

управляемость:

·     управление только с помощью клавиатуры;

·     нет никаких ограничений по времени, блокировок;

·     заголовки семантические

понятность:

·     указывается язык элементов, сокращения, ударения в двусмысленных словах;

·     поддерживается единая навигация и стиль в сообщениях.

Существенной особенностью профессионального самоопределения детей с нарушениями зрения является формирование профессиональных планов на основе обедненного и неадекватного представления о себе. По мнению О.Л.Алексеева, незрячие и слабовидящие редко осознают свою малую информированность вопросах профессионального самоопределения, у них снижена активность в проявлении собственной позиции. [1]

В тифлопедагогике проблема профессионального самоопределения старших школьников с нарушениями зрения посредством ИКТ до настоящего времени всесторонне не изучалась и не получила должного теоретического обоснования и методической разработанности. Отдельные исследования указывают на то,у детей с нарушениями зрения формируются неадекватные профессиональные притязания и нереальные профессиональные намерения, оказывающие влияние на самостоятельный и осознанный выбор профессии. Их профессиональные намерения зачастую основываются на малоосознанных и малодифференцированных мотивах профессионального выбора, они не всегда адекватно оценивают свои реальные зрительные возможности и соотносят выбираемую профессию со своим медицинским статусом [1].

Исследователи (М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов и др.) отмечают, что в условиях социально-экономических преобразований в современном обществе тенденция деградации одних видов производства и возникновения новых отраслей и профессий диктует необходимость совершенствовать профориентационную работу педагогов с детьми, в том числе и с нарушениями зрения, направляя их на выбор оптимального вида занятости сучетом своих возможностей, потребностей [2].

Отсутствие научного и методического обеспечения по формированию профессионального самоопределения в коррекционно-педагогической работе со старшими школьниками с нарушениями зрения приводит к использованию тифлопедагогами традиционной практики, ориентированной на словесные или визуально воспринимаемые формы представления информации,  что возможно связано с одной стороны, с функциональными ограничениями детей, с другой – неразработанностью инструментальных средств, способствующих формированию их профессионального самоопределения посредством ИКТ.

Разработка веб-приложения для формировании профессионального самоопределения лиц с нарушениями зрения позволит обеспечить доступ детей с нарушениями зрения к интересующей их информации о специальностях, квалификациях, формированию профессиональных интересов, представлений о будущей профессии и о тех требованиях, которые профессия предъявляет человеку. Это позволит  данной категории детей адаптироваться на рынке труда, прогнозировать дальнейшие жизненные ориентиры.

Таким образом, веб-приложение позволит максимально использовать в коррекционно-педагогической работе возможности каждого ребенка с нарушениями зрения в плане доступа к информации как важного условия его профессионального самоопределения.

Список литературы:

1. Алексеев, О.Л. Профессиональное образование инвалидов по зрению [Текст] : метод. пособие / О.Л. Алексеев, Д.В. Алексеева. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2007. – 34 - 37 с.

2. Беляева, М. А. Профессиональная ориентация школьников: допрофессиональная подготовка социальных работников (из числа слепых и слабовидящих) [Текст] : учеб.-метод. пособие. / М. А. Беляева, И. Е. Кузнецов. – Екатеринбург , 2002. – 41 с.

3. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь/ Мин. труда и соц. защиты Респ. Беларусь, Мин. экономики Респ. Беларусь, Мин. обр. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - 2 с.

4. Web Content Accessibility Guidelines [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.w3.org/WAI/дата доступа : 09.03.2017