Использование наглядно-дидактического пособия для автоматизации звуков и развития звукового анализа слова «Звуковые бусы»
Разработала учитель-логопед С(К)ОШ №10 Косых К.В
г. Краснокаменск
У детей с интеллектуальной недостаточностью выраженное отставание в развитии речи. Оно имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи, что обусловлено недостаточным развитием познавательных процессов, вследствие органического поражения головного мозга.
В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области слухоречевого анализатора дошкольник с интеллектуальной недостаточностью долго не различает звуков речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и чётко воспринимает речь окружающих. Такие дети воспринимают только простые инструкции в контексте ситуации. Даже в старшем дошкольном возрасте, они не понимают сложных синтаксических конструкций, так как неустойчивое внимание не позволяет им прослушать всю фразу до конца, а нарушение аналитико-синтетической деятельности проанализировать изменения вносимые приставками, суффиксами и окончаниями.
Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушениях фонематического восприятия. Дети с проблемами в интеллектуальном развитии испытывают трудности при овладении простыми формами фонематического анализа. Некоторые из них даже к началу обучения в школе не могут выделить звук из ряда звуков.
Дефекты звукопроизношения у дошкольников с интеллектуальным недоразвитием отмечаются чаще чем у нормально развивающихся сверстников. В их основе лежит целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата. У детей с проблемами в интеллектуальном развитии, как, правило, нарушаются сложные по артикуляции звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
Следует отметить, что особую сложность в коррекции звукопроизношения у таких дошкольников представляет собой автоматизация звуков (введение поставленных звуков в речь), так как вследствие нарушения слуховой дифференциации они не могут услышать разницу между правильно произносимыми звуками и нарушенным произношением, а несформированность самоконтроля не позволяет им проанализировать свою речь. Многие дошкольники с интеллектуальным недоразвитием механически повторяют за вами автоматизируемые слова, не задумываясь над правильностью произношения звуков, поэтому этап автоматизации может закончиться лишь через 1-1,5 года.
Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляется в нарушении количества и последовательности слогов, в заменах звуков и слогов, а также структуры отдельного слова.
У детей с интеллектуальным недоразвитием отмечается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова.
Звуковой анализ и синтез слова подразумевает установление последовательности звуков с характеристикой их качественных особенностей. Полный звуковой анализ слов включает:
- определение количества слогов;
- определение количества звуков в слове;
- состав звуков в слове:
- гласные и согласные;
- согласные (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
- порядок следования звуков.
Данный вид работы очень труден для школьников, особенно для детей, имеющих речевые нарушения.
Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения, необходимостью закрепления знаний, полученных на фронтальных занятиях я разработала наглядно-дидактическое пособие для
индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, развитие звукового анализа и синтеза слова , развитие зрительно-моторных координаций . Данное пособие помогает разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.
Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков«Звуковые бусы»
Эту игру можно использовать как индивидуально, так и фронтально. Я больше использую в индивидуальной работе.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал:длинный цветной шнурок и цветные бусины (я использовала бусины от старых счетов).
Ход игры: На начальном этапе: педагог предлагает ребёнку рассыпавшееся слово нанизывая бусину-звук на шнурок. Бусины синего цвета- твёрдые согласные звуки, зелёные бусины -мягкие согласные, красные бусины-гласные звуки.
Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача — автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я дополнила занятия упражнениями на развитие слоговой структуры слова.
Например:
Тема занятия«Автоматизация звука С в словах».
-Что изображено на картинке? (Сом).
-Давай выложим схему этого слова на бусах! Назови первый звук в слове СОМ. (с)
-Какая бусина соответствует этому звуку: синяя или красная? Одень бусину на шнурочек.
-Назови следующий звук. (О)
-Это гласный или согласный звук? (гласный)Докажи, что это гласный звук!
-Бусиной какого цвета мы его обозначим? (красной)
-Какой звук следует за О? (М).
-Какой бусиной его обозначишь? (синей).
-Скажи, сколько в слове всего букв? (3)
-Сколько согласных? (2)
-Сколько гласных?(1).
-Сколько слогов?
-Где находится звук С: в начале, в середине или в конце слова? (в середине).
Новизна наглядно-дидактического пособия:
- в объединении и систематизации дидактического материала для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
- в самостоятельном использовании пособия детьми, что позволяет успешно развивать навыки звуко-буквенного анализа.
- в возможности адаптировать учебный материал не только к определённому занятию, но и индивидуальным возможностям каждого ребёнка;
- в возможности проследить успехи и трудности каждого ребёнка
Материал достойный внимания дефектолога! Спасибо Вам!
Спасибо за интересную идею в изучении звуко-буквенного анализа.