Методические материалы
Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью:учеб.-метод. пособие для педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю. Н. Кислякова [и др.] ; под ред. Т. В. Лисовской.
Общение является необходимым фактором развития личности. Речь играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребёнка, выступает основой социального взаимодействия, является регулятором поведения человека в социуме.
Многочисленные исследования (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский и др.) свидетельствуют о том, что формирование разных способов общения и их использование в различных видах деятельности у детей, как нормально развивающихся, так и с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, происходит по одним и тем же законам онтогенеза. Однако речевое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется выраженным своеобразием: задержкой проявления дифференцированной эмоциональной реакции, поздним появлением лепета и первых слогов, трудностями понимания речи, слабым интересом к окружающим объектам и игре, неадекватным поведением. Речь детей развивается крайне медленно. Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Особенности развития речи и общения детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью обусловливают необходимость использования наряду с традиционными альтернативных средств общения. Одним из вариантов выступает система невербальных средств общения, способствующая развитию языковой компетенции, расширяющая возможности общения и образования детей.