Примерная схема наблюдения за поведением ребенка при проведении занятий по формированию эмоционально-волевой сферы

0

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст____

 

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книжки, ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других

Как реакция на ограничения: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя,, просит себя стукнуть еще раз

Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книжки, ребенок толкает сверстника, походя ударяет встречных, кусается, плюется

Скрытая: щиплет других, говорит обидные слова, когда не слышит взрослый

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других

Как реакция на ограничения: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие

Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя,, просит себя стукнуть еще раз

Вспыльчивость

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть

В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово

Негативизм:

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности

Вербальный: говорит часто слова «хочу» или «не буду», «нет»

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру

И отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности

Вербальный: говорит часто слова «хочу» или «не буду», «нет»

Демонстративность

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

В движениях: отворачивается спиной, утрирует движения на занятии

Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость

(Эмоциональная неустойчивость)

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре

В мимике: недовольное выражение лица, плачет

Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре

В мимике: недовольное выражение лица, плачет

Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса

Конфликтность

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников

Как недостаточность опыта: совместной деятельности взаимоотношений

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желаний и интересов сверстников

Как недостаточность опыта: совместной деятельности взаимоотношений

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность

Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться

И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом и не замечает окружающих

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику

Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться

И эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом и не замечает окружающих

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику

Дурашливость

Реакция на замечания: реагирует смехом на замечания взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает в движении

Реакция на замечания: реагирует смехом на замечания взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении ребенка

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает в движении

Нерешительность

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх

Проявления в речи:использует слова: «не знаю»

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в обычной.

В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх

Проявления в речи:использует слова: «не знаю»

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в обычной.

В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения

Страхи

Конкретные: страх пылесоса,собаки, темноты, от порывов ветра, грозы, сказочных героев

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение

Социальные: страх новых людей в новой ситуации, страх выступлений, страх остаться одному

 

Конкретные: страх пылесоса,собаки, темноты, от порывов ветра, грозы, сказочных героев

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение

Социальные: страх новых людей в новой ситуации, страх выступлений, страх остаться одному

 

Тревога

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд

В речи: ребенок не может объяснить избегающего поведения, тревоги

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: стремится быть поближе к взрослому

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд

В речи: ребенок не может объяснить избегающего поведения, тревоги

В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: стремится быть поближе к взрослому

Скованность

В движениях: двигательно скован

В речи: запинается в речи

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации

В движениях: двигательно скован

В речи: запинается в речи

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации

Заторможенность

В познавательной активности: не знает чем заняться

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо

Время реакции: темп действий замедлен, при выполнений действий по сигналу запаздывает

В познавательной активности: не знает чем заняться

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо

Время реакции: темп действий замедлен, при выполнений действий по сигналу запаздывает

Эгоцентричность

Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям

В речи: часто использует местоимение «Я»

Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желания детям

В речи: часто использует местоимение «Я»

Избегание умственных действий

В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

Дефицит внимания

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии

Содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слов с показом способа действий

 

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии

Содержание помощи ребенку: приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слов с показом способа действий

 

Двигательная расторможенность

Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала

Длительность сдерживания: встает в первой половине занятия, когда дети еще сидят

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается, медленно успокаивается от шумной игры

Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия

Избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала

Длительность сдерживания: встает в первой половине занятия, когда дети еще сидят

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается, медленно успокаивается от шумной игры

Речевая расторможенность

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить с обычной силой голоса

Темп речи: темп речи убыстрен, говорит взахлеб

В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить с обычной силой голоса

Темп речи: темп речи убыстрен, говорит взахлеб

В социальных отношениях: переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого

Непонимание сложных словесных инструкций

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого

Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого

Непонимание простых словесных инструкций 

Ориентируется на наглядный образец, поведения или действий взрослого, а не объяснение задания

Ориентируется на наглядный образец, поведения или действий взрослого, а не объяснение задания

Застреваемость

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы

Во взаимоотношениях: навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу

В речи: многократно повторяет одну и ту же фразу

Чувства и эмоции: застревает на обиде

Трудности переключения: с трудом переключается

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы

Во взаимоотношениях: навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу

В речи: многократно повторяет одну и ту же фразу

Чувства и эмоции: застревает на обиде

Трудности переключения: с трудом переключается

Работоспособность (умственная)

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части умственного задания

Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части умственного задания

Работоспособность (физическая)

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия. Требуется варьирование сложности задания, не требующего умственного усилия, работоспособность колеблется в течение дня. Чередование повышенной и пониженной работоспособности

Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия. Требуется варьирование сложности задания, не требующего умственного усилия, работоспособность колеблется в течение дня. Чередование повышенной и пониженной работоспособности

Вывод:

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.