Игры с логическими блоками Дьенеша

0

Золтан Пал Дьенеш (Zoltán Pál Dienes; 1916-2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербругского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Логические блоки придумал это венгреский ученый. Игры с блоками  Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки  Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. 

Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей,   представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.
  • Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине
  • Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  • Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  • Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  • Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  • Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  • Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  • Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  • Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  • Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  • Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  • Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» — «Нет», «Под красным?» — «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  • По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  • В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой — 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  • Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  • Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  • В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  • Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  • Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  • Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  • Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  • Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
     
  • цвет обозначается пятном
  • величина — силуэт домика (большой, маленький).
  • форма — контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
  • Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного  больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

 

Литература

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., «Просвещение», 1988)

2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., «Просвещение», 1981.

3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика «О». Минск, 1983.

4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию «Математика «О». Минск. Народная асвета, 1983.

5. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы «Детство») «Санкт- Петербург». «Акцидент» 2000. 
 

 

Leave A Reply

Your email address will not be published.